Как советская подводная лодка Б-307 находилась в приволжских степях

Советская дизельная подводная лодка Б-307 проекта 641Б «Сом» была спущена на воду осенью 1980 года на судостроительном заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде (Горки). А в декабре она пошла на военную службу.

Как советская подводная лодка Б-307 находилась в приволжских степях


Подводная лодка Б-307 в приволжских степях, 2005 г.
За несколько десятков лет субмарина успела побывать во многих морях от Баренцева до Средиземного, снялась в фильме «Особенности национальной рыбалки». Срок службы «В-307» на Северном флоте составил 22 года. В середине 1990-х лодка встала у причалов Кранштадтского морского завода на средний ремонт. В трудные «девяностые» вместо двух лет планового ремонта подлодка простояла у стапелей завода пять лет и была отремонтирована лишь на 90% боеготовности и выведена из состава ВМФ. После торжественного спуска флага его уложили в ил для дальнейшего захоронения.


В то время руководство АвтоВАЗа приняло решение о создании Технического музея, в котором планировалось выставить в качестве экспоната настоящую подводную лодку, и попросило командование ВМФ России передать для этой цели списанный корабль. Просьба была удовлетворена. В конце мая 2003 года B-307 был пристыкован к доку «Три эсминца» в рамках подготовки к превращению в музей. С целью уменьшения осадков из лодки откачали 300 тонн жидкого балласта и выгрузили 117 тонн твердого балласта.


Изначально планировалось, что ВМФ безвозмездно передаст лодку заводу, но из-за проблем в правовом поле музея лодку пришлось купить. Сумма сделки составила 768 тысяч рублей (аналогичный катер, приобретенный Музеем Москвы, стоил 48 миллионов рублей). Планировалось, что лодка будет в Тольятти летом 2003 года, но после инцидента при транспортировке лодки «К-149» меры безопасности пришлось усилить: лодку опломбировали, освободили от лишнего балласта, понтоны сняли. установлен. Катер вышел из Кронштадта 1 ноября 2003 года. Караван из двух буксиров вез ее на Ладожское, Онежское и Белое озеро, через шлюзы Мариинской системы и Волги, мимо родного Нижнего Новгорода в Тольятти. Переход составил более 2200 километров. За время перехода лодка прошла восемь разводных мостов в Санкт-Петербурге и 22 шлюза, 8 из которых имеют ширину всего 177 метров.


Сухопутный путь к музею стал для подводной лодки не менее сложным и в некотором смысле уникальным с инженерной точки зрения. Для ее движения по суше был изготовлен настил (т.н. «лыжа») длиной 91 метр с кильблоками, точно повторяющими контуры лодки. Установка катера на «лыжи» потребовала углубления Волги у берега корабля. Уклон прибрежной зоны уменьшен для плавного выхода катера на сушу, намечен маршрут шириной 36 метров и длиной 45 километров.


Осенью 2004 года лодку вытащили на берег, а зимой 2005 года по специально проложенной дороге протяженностью 45 километров доставили в музей. Катер буксировали 9 военных тягачей БАТ, специально выписанных для этой цели с Тоцкого полигона.



Для буксировки катера использовались средства поражения и преодоления препятствий (БАТ-2) и эвакуаторы танков (БРЭМ-1 и БТС-4). Усилия тракторов многократно возросли за счет систем блоков и подземных анкеров.


На пути по суше подводная лодка весом 2200 тонн преодолела оживленную трассу Тольятти-Приморский, канализационный канал северных промхимкомбинатов. Наконец, 22 апреля 2005 года в 15 часов 20 минут подводная лодка Б-307 была установлена в экспозиции Технического музея.



Среди своих аналогов установленных в Москве и Гамбурге Б-307 - единственный доставленный с места службы полностью
Вот собственно такая краткая история этого интересного движения подводной лодки в степях Поволжья.

Опрос
Ваш возраст?

Теги